Экологически Художественное Образование       E-mail Engish version  




Размышления

Размышления на детской выставке

Мало кто знает, что в Сиэтле сейчас проходит небольшая выставка детей из Петербурга, детей, которых святой и очень добрый человек научил чувствовать и мыслить с помощью кистей и красок. Это первое спонтанное впечатление, это небольшой набросок того, о чём хочется написать подробнее. Но это нужно видеть! Первое, что вспомнилось - это Набоков: «Все мы гусеницы ангелов на Земле» и ещё Чюрленис: «Вселенная представляется мне большой симфонией, где люди ноты». Каждый человек имеет своё звучание, неповторимую тональность и цвет и ЭТИМ детям, на первый взгляд, вундеркиндам, открыто многое. Это их художественные работы отбрасывают легко и мощно одновременно современных маститых живописцев. Их Учитель выпускает их на волю как птиц и они летят, летят и заставляют взрослых смотреть вверх в небо, а не вниз под ноги. Они будто из сказочных рощ, которых мы никогда не видели. Их детские руки будто простираются к самым далям, превращая фантастические видения в осязаемую реальность каких-то совершенно новых фресок, открывая действительность волшебным ключом от каких-то старинных сказов в их великой доброте и человечности. Они живут в своём северном городе с восстановленным историческим названием Санкт-Петербург, широко раскрыв талантливые детские глаза на всё, что Прекрасно, до такой степени, что забываешь, куда ты идёшь и откуда ты. В cyщности, это и есть талант. Прекрасное, потому прекрасно, что не терпит лжи! От этих картин трудно оторваться и вдруг начинаешь понимать, что смотришь на мир их глазами, чистыми глазами этих детей. А может об том сказал когда-то Мандельштам:

Быть может, прежде губ, уже родился шёпот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты?

Вот ведь как! Дети вместили в себя целый мир со всеми его звуками, красками, бесчисленными ритмами безошибочно выбрав средства выражения! Как? Какими средствами? Вот что значит внутренняя свобода! Они уже постигли и внешний мир, и глубокую духовность. И звучит с их картин музыка сфер: голубая музыка неба, зелёная музыка лесов, янтарная музыка солнца! И звучит она неподражаемо, особо. Удивительное слияние звуков, красок, очертаний и форм. Мечта, реальность, сон, будущее. Им ведомы воспоминания предков и светлые видения потомков. Ничто не исчезает бесследно. Человеческая память вечна, а дети открыли двери сокровищницы памяти. И начинаешь понимать, что Бог создал нас по образу и подобию своему не внешней, а творческой силой, вдохновенностью. Эта выставка «Сотворение мира», скорее многих разных миров. И это первые корабли человечества к далёкому горизонту, где «не все мы умрём, но все изменимся». Мы очень ошибочно полагаем, что дети наше продолжение, они пришельцы. И они щедро уносят нас в гармонию Золотого века. Студия называется Эхо и мы слышим истоки. Это и небесный горизонт Рериха, это и драгоценные россыпи Врубеля, и иносказанность Шагала, и первозданные цвета Рублёва. Всё это вместе полно и независимо. Впрочем, слова не передают всего ошеломляющего впечатления, разве что работы эти музыкальны в самом высоком смысле этого дарования. Они обладают не просто абсолютным слухом, но истинным слухом. Новая реальность творится этими юными создателями. Ни слов, ни любви просто не хватает. У Бога, действительно, «обителей много». Совершенно потрясают работы, связанные с Реквиемом Моцарта и ленинградской симфонией Шостаковича. Какая-то терпкая философичность и угаданно-скорбное состояние трагизма и смерти. Они будто впитали в себя кладбища в Петербурге и в Вене, которые и взрослый-то человек не сможет вместить. И наше самодовольство и самоуверенность разрушены! Это радостный и светлый День. Это найденный и обретённый Китеж. Невиданное, неизмеримое пространство и полёт. Модильяни однажды заметил: «Мир - это большой детский сад, устроенный очень злыми взрослыми». Так вот: сейчас дети снизошли до нас и доверили нам чудо! Неужели мы останемся глухи к этому Зову? Неужели мы навсегда забыли, что все мы родом из Детства? Своим внутренним оком они видят то, что подвластно только таким взрослым, как Андерсен. Они часть природы. Они умеют видеть внутренним взором всю картину целиком, как писал музыку Моцарт. Это нужно хранить. Эти дети зовут за собой, им хочется подчиниться, они дарят нам крылья просто и щедро, не задумываясь, нет, не дарят, а даруют. Ибо «божество живёт в любящем, а не в любимом», потому что давать большее счастье, чем получать. Посетите эту выставку детских картин, она принесёт вам радость.

Татьяна КАРГИНА,
Сиэтл, США

Опубликовано в газете «Америка наш дом»

  © Oformitel, © Dark_Phoenix, Техническая поддержка «WebRoad»